Всякая премудрость от Господа. Корень премудрости — бояться Господа, ветви ее — благоденствие.
1. Необъятная премудрость, усматриваемая в устроении мира и человека, имеет своим источником вечно живущего Бога, Творца мира и человека. 2-3. Вся широта Божественной Премудрости, вложенной Творцом в Его творения, не доступна ведению ни одного из тварных существ. 4-5. В противоположность творению, получившему свое бытие во времени, — Премудрость Господня, создавшая мир, изначальна и пребывает во веки. 6-9. См. прим. к 2–3 ст. 10. Если все вообще творение свидетельствует о Премудрости своего Творца, то тем более свидетельствует о ней разумный человек, любящий своего Создателя и стремящийся в своей жизни уподобиться Ему. 11-13. Разумный страх пред Господом, внушающий человеку свято чтить и хранить волю Господню, заслуживает человеку благоволение Божие, является для него источником истинного благополучия на всю жизнь. 14-15. Благоговение пред Творцом и стремление исполнить волю Его в делах любви к Богу и ближнему — свыше прирожденный дар человека; и, как всякий другой дар, может быть или заглушаем в себе человеком, или же, при помощи божественной, развиваем и совершенствуем. 16-20. См. прим. к 11–13. 21. Благоговейный страх пред Господом предохраняет человека от нарушения воли Божией. Если же, по немощи человеческой, он и согрешил, то, по благости Божией, может быть помилован, во внимание к своему Господствующему душевному настроению. Человек же, чуждый страха Божия, беззащитен пред грехом и наказанием за грех. 22. Осуждается несправедливый гнев человека, — не только выраженный вовне, но и невыраженный. И тот и другой унизительны для гневающегося и оскорбительны для того, на кого простирается несправедливый гнев. 23-24. Бывают обстоятельства, когда благоразумие требует от человека воздержаться до времени, и от справедливого негодования, — если это негодование неуместно, или неполезно. Впоследствии воздержавшийся сам поймет и оценит свое воздержание, да и другие одобрят его за это. 25-27. Истинная премудрость для человека есть то же, что и благочестие, т. е. ведение благой и совершенной воли Божией, выраженной в заповедях Господних, и следование этим заповедям в своей жизни. Человек нечестивый, отметающий от себя веления закона божественного, есть вместе с тем и человек неразумный, устранившийся не только от Бога, но и от собственного благополучия. 28. Благоговейный страх человека перед Богом в полной мере спасителен только тогда, когда он не ослабпяется колебаниями неверия или маловерия. Человек, колеблющийся в выборе между Богом и мамоной, не надежный путник по стезям добродетели. 30. Не будучи, действительно человеком богобоязненным и благочестивым, не старайся прослыть таковым у людей так как сердцеведец Господь знает твою душевную слабость и накажет тебя за превозношение уничижением. |
![]() |
Синодальный перевод текущей главы |