Палеографический анализ рукописей первых христиан

 

Используемый для письма материал

Используемые для письма чернила

Способ письма

Разбор папируса p66

 

 

Используемый для письма материал

 

Во времена Иисуса Христа и первых христиан самым распространенным материалом для письма был папирус. Письмо на каменных, глиняных и деревянных дощечках, а также кости уже стало архаичным. Использование же пергамента (специально выделанная кожа) и шелка было далеко не дешевым. Для записи священных текстов использовался пергамент изготовленный только из кожи чистых (по закону Моисея) животных.

 

 

Изображение растения папирус:

 

 

Анимированный процесс подготовки листа из папируса:

 

 

 Для изготовления папируса внутренняя часть волокнистого тростника разрезалась на полосы, которые плотно укладывались на гладкую доску. На первый слой под прямым углом клали другие полосы, смазанные клеем. Образовавшиеся листы шириной около 25 см. высушивались под прессом на солнце. Если тростник был молодой, то страница была светло-желтого цвета. Из старого тростника получался папирус темно-желтый. На таком листе писать можно было только с одной стороны, с обратной же стороны письмо затрудняли вертикальные волокна.

 

Используемые для письма чернила

 

Для письма на папирусе, пергаменте использовались чернила. Чернила создавались множеством способов. Самым простым и доступным было смешивание золы с каким-либо клеящим веществом, например, со смолой дерева. Однако в чернила могли добавлять также золото и даже камни-самоцветы.    

 

 

Способ письма

 

Было два главных формата книг из папируса и пергамента: свиток и книга (кодекс).

Свиток был изобретен раньше кодекса. Для создания свитка каждый последующий лист прикреплялся к предыдущему и полученная в результате лента из листов скатывалась в рулон называемый свитком. Средняя длина свитков была около 10 метров, хотя иногда доходила до 40 и более метров. Недостатком свитка было то, что если нужно было прочитать что-то в конце свитка приходилось перематывать весь рулон.

Книга или кодекс по способу организации уже полностью напоминает наши современные книги, где для доступа к какому-либо месту текста нужно просто перелистнуть (или переложить) несколько страниц.

 

При письме использовались исключительно заглавные буквы (унциальное письмо). Курсивное (минускульное) письмо тогда ещё не было изобретено. Также очень скупо использовались знаки пунктуации и надстрочные знаки (такие как придыхания и ударения). При письме между словами не делали промежутков. Например, предложение: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог.» на письме должно было выглядеть, как: «ВНАЧАЛЕБЫЛОСЛОВОИСЛОВОБЫЛОУБОГАИСЛОВОБЫЛОБОГ». Если такая строка не вмещалась  в одну строчку - перенос на новую строчку мог быть произведен в любом месте без всяких пометок об этом.

 

 

Разбор папируса p66

 

Для более конкретной демонстрации всего ранее изложенного рассмотрим папирус p66 (Папирус Бодмера II). Я предлагаю начинать изучение с данного папируса, так как он относится к одним из самых ранних христианских рукописей, написан каллиграфическим подчерком, хорошо сохранился и содержит лёгкую лексику. Данный папирус содержит Евангелие от Иоанна и датируется примерно 200 г.  Изначально данный папирус содержал 156 листов текста, но на данный момент сохранились только листы с 1 по 34 и с 39 по 108. Листы прямоугольной формы 16 см. высотой и 13.5 см. шириной. Слова "Бог", "Иисус", "Господь" и "Христос" в этом папирусе всегда пишутся сокращенно (указывается первая и последняя буквы слова). Также, иногда сокращаются слова "человек", "Отец", "Дух" и "Сын".

 

Попробуйте прочесть что написано на первой странице этого папируса:

 

Подсказка (серым цветом выделены утерянные фрагменты текста):

 

EUANGELION KATA IVANNEN


EN ARXH HN O LOGOS: KAI O LOGOS HN PROS TON YN:
KAI YS HN O LOGOS. OUTOS HN EN ARXE PROS TON YS.
PANTA DI AUTOU EGENETO: KAI XVRIS AUTOU
EGENETO OUDE
...

 


Copyright c 2002-2006, Alexey Vinokurov